Выходец из семьи швейцарских архитекторов, Александр Осипович Бернардацци с 1878 года свыше полувека жил в Одессе и был главным архитектором города…
Его память хранят множество доходных домов и особняков в самобытной, изящной стилистике.
Реформаторская церковь
30 апреля 1842 года состоялась закладка здания Реформатской церкви на углу улиц Преображенской и Пастера (б. Херсонская), 62. Строительство осуществлял инженер Х. Скведер под наблюдением А. Бернардацци.
В здании Церкви был приют для
безработных гувернанток и бонн.
Наиболее значительные дела одесских
реформатов прежних дней:
Совместно с лютеранской общиной была построена и
содержалась евангелическая городская больница на 150 коек (ул. Белинского, 11),
нынешняя туберкулезная больница. В память барона А. Е. Маса его наследники
выстроили двухэтажный ночлежный приют на 725 человек (ул.
Старопортофранковская). А сам барон завещал 15000 рублей на окончание
строительства сиротского приюта.
В советское время храм был
закрыт, а здание, по проекту архитектора А. Минкуса, было перестроено в
кукольный театр, который там находился до 1998 г.
|
- Пресвитериане в Одессе – Реформатская церковь в бывшем кукольном театре [Электрон. ресурс] // Думская.net. – 2011. – 14 сент. – Режим доступа: http://dumskaya.net/news/Evangelskaya-Presviterianskaya-Reformatorskaya-C-014697/
Первый железнодорожный вокзал
Летом 1880 года Общество юго-западных железных дорог возвело в Одессе железнодорожный вокзал (архитектор А. О. Бернардацци, проект петербургского архитектора В. А. Шретера).
От улицы Пушкинской на
железнодорожном вокзале были входы для пассажиров I и II классов, а III-й класс
имел вход со стороны Сенной площади.
На Привокзальную площадь выходили
три арки главного фасада вокзала в обрамлении колонн дорического ордера.
Остался навсегда неосуществленным на вокзале остекленный (хрустальный)
дебаркадер над перронами и отдельный павильон для царской семьи.
Нынешнее здание железнодорожного вокзала в Одессе повторяет в целом старый вокзал, который был сооружен в 1952 году по проекту А. М. Чуприна взамен разрушенного в последние дни фашистской оккупации Одессы в 1944 году.
Нынешнее здание железнодорожного вокзала в Одессе повторяет в целом старый вокзал, который был сооружен в 1952 году по проекту А. М. Чуприна взамен разрушенного в последние дни фашистской оккупации Одессы в 1944 году.
Одесское отделение Русского Технического Общества
Необычное в архитектурном плане здание появилось в Одессе в 1871 г. по ул. Княжеская, 1.
Бурное развитие техники,
начавшееся в конце XIX века, не могло обойти стороной самый динамично
развивающийся город – Одессу.
Возникшее по инициативе видных промышленников,
инженеров и ученых, Общество ставило следующие цели:
|
|
- распространение сведений о достижениях техники посредством периодических изданий, лекционной деятельности, организации выставок и конкурсов с назначением премий;
- содействие к распространению технического образования;
- учреждение технических библиотек, музеев, экспериментальных мастерских и др.
В проектировании и постройке
здания Общества принимали участие лучшие одесские архитектурные и инженерные
силы: проект подготовил Э. Я. Меснер, строительством руководил А. О.
Бернардацци при участии инженера П. С. Чеховича.
|
|
Дом Императорского Русского Технического Общества [Электрон. ресурс] // Путешествуя Историей. – Режим доступа: http://sergekot.com/russkoe-tehnicheskoe-obshhestvo/
Дом инвалидов
Дом этот появились в Одессе в связи с трагическим событием – убийством 1-го марта 1881 года в Петербурге Императора Александра II.
Уже 6-го марта 1881 года Городская Дума единогласно постановила: "В память доблестного Царствования устроить особый дом, с церковью при нем во имя Св. Александра Невского, для призрения в нем ста человек Одесских граждан, страдающих хроническими недугами, преимущественно инвалидов с принятием содержания их на счет города на вечные времена…".
Авторами проекта стали
архитекторы А. Бернардацци и Г. Ланской.
"Дом для Инвалидов в память
доблестного Царствования Императора Александра II" – так он официально
назывался, и именно в нем находится нынешний отдел милиции на ул. Мечникова (б.
Внешняя), 53.
|
|
- Котелко, С. Бернардацци [Электрон. ресурс] // Путешествуя Историей. – Режим доступа: http://sergekot.com/tag/%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%B4%D0%B0%D1%86%D1%86%D0%B8/
Новая Биржа (Филармония)
Здание было возведено в 1899 году, как новое здание для купеческой товарной биржи, на углу Пушкинской и Бунина (б. Полицейская, Итальянская), и его первозданный облик практически без изменений сохранился до нашего времени.
Авторство исходного проекта
принадлежало молодому архитектору Викентия Прохаски из Вены, эскиз которого
оказался лучшим из 30, предложенных на всемирный конкурс. За основу был взят
Палаццо Дукале в Венеции.
Проект впоследствии переработал и более 5 лет руководил
строительством главный городской архитектор А. О. Бернардацци.
Потраченная на строительство
сумма по тем временам была огромной – 915 тысяч рублей.
Здание поражает красотой и необычностью фантазии: центральный вход с открытой высокой лестницей из белого мрамора в гигантской лоджии под символизирующим небесный свод куполом с изображениями 12 знаков зодиака; главный зал, хранящий секрет удивительной акустики, поражает великолепием отделки – потолок из ливанского кедра, украшенный позолотой и орнаментальной росписью, собран без единого гвоздя; громадные окна оформлены резными украшениями из каррарского мрамора, а витражи для них привезены из Германии. Арки над тремя входными дверьми украшены живописными картинами "Торговля", "Земледелие", "Промышленность" флорентийского художника Джузеппе Кассиоли, по эскизам которого с 1928 года и до сих пор чеканят медали для всех Олимпиад.
|
|
"Здание Городской Биржи считалось одной из достопримечательностей города и стояло в ряду других достопримечательностей: памятника Дюку де Ришелье, пушки с английского фрегата "Тигр", городского театра, знаменитой лестницы, ведущей с Николаевского бульвара в порт…", – писал Валентин Катаев, – "Биржа строилась в подражание венецианскому Дворцу дожей, с витыми колонками посреди гигантских окон, с цветными витражами, желтыми кирпичными стенами, гранитным фундаментом и мраморной лестницей, которая прямо с улицы вела в колоссальные двухэтажные мраморные сени".
В нише входной лоджии в день 50-летия архитектурной
деятельности автора, в 1900 году, благодарными одесситами был установлен бюст
"самого титулованного" в истории города и известного далеко за его
пределами зодчего – Александра Иосифовича Бернардацци работы скульптора Б. В.
Эдуардса.
С 1937 года в здании располагается Одесская областная
филармония.
- Токолов, С. Новая Биржа, или Как Одесса сделала себе подарок [Электрон. ресурс] // PAPAYA Project. – Режим доступа: http://www.papaya.com.ua/magazine/epoha/634-novaya-birzha-ili-kak-odessa-sdelala-sebe-podarok.html
- Бунина 15. Здание Филармонии [Электрон. ресурс] // Путешествуя Историей. – Режим доступа: http://sergekot.com/%D0%B1%D1%83%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D0%B0-15-%D0%B7%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%B0%D1%80%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%B8/
Гостиница "Бристоль" (б. "Красная")
Расположена на Пушкинской, 15. Была построена в 1898-1899 гг. по проекту архитекторов Александра Бернардацци и Адольфа Минкуса, и на то время являлась одной из самых роскошных гостиниц города. Она была первой 4-х этажной гостиницей Одессы.
Историческое название было позаимствовано у одноименной гостиницы в Вене.
В гостинице останавливались
Теодор Драйзер, Джеймс Олдриж, Анри Барбюс, Вера Холодная, Владимир Высоцкий и
Демьян Бедный. А Исаак Бабель любил в ресторане "Красной" (ее
переименовали во времена НЭПа в честь Красной армии) угощать знакомых дам
коктейлем…
Обновленный "Бристоль стал
третьей 5-звездочной гостиницей в городе.
* * *
По проектам А. О. Бернардацци в Одессе было возведено большое количество жилых доходных зданий и особняков, отличающихся филигранной проработкой. Среди них дома по ул. Преображенской, 15 (1891); Пастера, 32 (1891); Гоголя, 23; Троицкой, 20; Базарной, 20 (1893); табачный магазин по ул. Дерибасовской, 31 (1894), особняк по ул. Дидрихсона, 7 (1900) и множество других.
Медицинская клиника
Строительство учебных корпусов и клиник продолжалось с 1899 по 1902 год. Началось строительство по проектам архитектора Н.К. Толвинского, завершилось под руководством А.О. Бернардацци.
По улице Пастера (б. Херсонская),
9 размещались Клиника диагностики и терапии, Детская клиника, Клиника хирургии,
акушерства и женских болезней.
Елисаветинская, 16.
Здание бывшего гидропатического заведения Шорштейна. Построено по проекту архитектора В.Ф. Мааса в 1876 году в мавританском стиле.
В 1894 году перестраивается для
водолечебницы Инбера архитектором А.О. Бернардацци, в 1901-1902 гг. реконструкция
для водолечебницы Я. Валика тем же архитектором. Водолечебница предназначалась
для реабилитации больных с болезнями внутренних органов и нервных больных.
В 1918 году в подвале здания
размещалось арт-кафе "ХЛАМ", где создавали программы для театра
революционной сатиры "Теревсат", ставшие известными писатели и поэты:
Э. Багрицкий, И. Ильф, Ю. Олеша, А. Фиолетов, В. Сосюра, Остап Шор.
- Парамонов, Ю. Елисаветинская улица [Электрон. ресурс] // Об Одессе с любовью! Проект Ю. Парамонова. – Режим доступа: http://obodesse.at.ua/publ/elisavetinskaja_ulica/1-1-0-71
Страницами
периодических изданий
- Бернардацци Александр Осипович [Текст]: [рус. архитектор (26.03.1831-26.08.1907); краткий биогр. очерк] // Сто великих одесситов. Очерки. – Одесса: Оптимум, 2009. – С. 32-34: фото.
- Юрченко, А. Детище Бернардацци: [архитектор Одессы с 1878 по 1900 гг.] // Юг. – 1999. – 16 июня. – С. 3.
- Голяева, И. Архитектор Бернардацци: [к 90-летию со дня смерти архитектора А. Бернардации, работавшего в Одессе 30 лет] // Одес. известия. – 1997. – 19 авг. – С. 3.
- Воронков, Г. Архитектор Бернардацци: [150-летие со дня рождения арх. А. И. Бернардацци] // Веч. Одесса. – 1981. – 9 июля.
Использованы фото из коллекции И. Довганюк, со страниц Архитектура Одессы, Блог Острозуба, Старая Одесса в фотографиях, Думская.net, Старая Одесса, Путешествуя Историей