Следите за новыми поступлениями литературы в отдел краеведческой литературы и библиографии в рубрике "Що читати про край"

понедельник, 28 марта 2016 г.

Зодчие Одессы: к 225-летию со дня рождения К.Ф. Боффо


Боффо, Франц Карлович (1796, Италия – 1867, Одесса) – итальянский архитектор.
В 1822 г. приехал в Одессу, где жил и работал более 40 лет.

Осуществил проектирование и строительство более 50 самых парадных и представительных ансамблей и зданий в центральной части Одессы, ставших визитной карточкой города




На долю одного из самых значимых градостроительных объектов исторического центра Одессы – здания лютеранской церкви Св. Павла, выпала непростая судьба: будучи не раз в шаге от обрушения и сноса, храм восстал практически из пепла в 2010 году.
В начале XIX века по приглашению императора Александра І на Черноморском побережье, в т.ч. и в Одессе, начали формироваться немецкие поселения. Городские власти в 1823 году под строительство церкви выделили место на просторном участке, ограниченного нынешними улицами Новосельского, Кузнечной и переулками Лютеранским и Топольского.
Проект был выполнен Францем Карловичем Боффо, для которого лютеранская церковь была первым крупным заказом, но, к сожалению, неудачным. Уже в июне 1824 года наполовину завершённая колокольня и 10-колонный портик рухнули в главный неф здания, разрушив его. В хронике по этому поводу было помечено лишь кратко: "Архитектор слишком мало заботился о стройке…".

Первоначальный вид, 1830 г.









  • Левицкий, А. Лютеранская церковь Св. Павла (Кирха) и пасторский дом [Электрон. реурс] / А. Левицкий, Д. Шаматажи. – Режим доступа: http://archodessa.com/tags/boffo-f-k-/


Воронцовский дворец

Воронцовский дворец – один из ярчачайших компонентов архитектурного ансамбля Приморского бульвара.
Дворец для генерал-губернатор Михаила Семеновича Воронцова построен в 1827 г. по проекту архитектора Ф.К. Боффо.
Расположен на краю холма, в месте, где когда-то была расположена турецкая крепость Хаджибей.



«Это большое гладкое здание, как и все в Одессе, оштукатуренное. К дому примыкают конюшни, выстроенные против главного входа. Вокруг здания находится сад, оканчивающийся в сторону бульвара великолепной решёткой. Под прямым углом к дому находится большое крыло, содержащее несколько обширных комнат» – писал английский врач и путешественник Эдвард Мортон.
После смерти М.С. Воронцова в 1856 году владелицей дворца стала его вдова Елисавета Ксаверьевна.
Дочь Воронцовых, Софья Михайловна, вышла замуж за графа А.П. Шувалова, поэтому на открытках начала ХХ века указано "Дворец Шувалова".
С 1905 года здание арендовала частная мужская гимназия А.В. Юнгмейстера.
В марте 1917 года над Воронцовским дворцом поднят красный флаг Одесского Совета рабочих депутатов. Во дворце в то время размещался штаб Красной гвардии.
После окончания Гражданской войны залы Воронцовского дворца использовались общественными организацими. В частности, здесь проводились шахматные соревнования.
31 декабря 1936 года во дворце открыт Дворец пионеров.









С течением времени исчезли боковой флигель, о котором сегодня свидетельствует только контур замурованных дверных проемов. Нет больше фонтана. Пропала и металлическая решетка, которая была отлита известным мастером и Петербурга Бердом.
Сегодня помещения дворца сдаются в аренду. Часть из них занята балетной школой. Колоннада является одним из излюбленных мест фотосессий туристов и молодоженов.








Гигантская лестница была спроектирована в 1825 году архитекторами Франческо Боффо, Авраамом Мельниковым и Потье, а построена в 1837-1841 инженерами Уоптоном и Ю. Морозовым.
Светлейший князь М.С. Воронцов распорядился построить лестницу в подарок своей жене Елисавете, и обошелся ему подарок по тем временам 800 тысяч рублей.


В своем письме драматург А. Н. Островский поведал: "С бульвара к морю ведет единственная в своем роде лестница, она разделена на 10 уступов по 20 ступенек каждый. Кажется, 200 ступеней, а входишь легко".
В XIX – начале XX века она называлась лестницей Николаевского бульвара, Гигантской, Ришельевской, Воронцовской, с 1919 по 1941 год – лестницей бульвара Фельдмана или Приморской. В различное время также именовалась Бульварной, Портовой и Большой… Однако, детская коляска, скатившаяся по ступеням лестницы в фильме «Броненосец Потёмкин» режиссера Сергея Эйзенштейна, закрепила за ней название Потемкинской.
Юрий Олеша писал: "...Знаменитая одесская лестница после картины "Броненосец Потёмкин" вошла в память человечества как Миланский собор и Эйфелева башня".
По результатам исследования, проведенного под эгидой компании Marketing e tv, Потемкинская лестница вошла под шестым номером в десятку самых красивых лестниц в Европе.







Торговое сословие Одессы неоднократно ставило вопрос об организации биржи.
В 1834 году архитектором Боффо было построено здания товарной биржи на Николаевском бульваре, специализировавшаяся на продаже зерна и хлебно-мукомольной продукции. Композиция и стиль здания скопированы с Александровского дворца в Царском Селе.
Здание биржи не предстало перед нами в своем первозданном виде: оригинальный облик был органично изменен 1871-1873 годах.
Название "старая" биржа получила с 1899 г., когда биржевики переехали в новое помещение, а здание старой биржи стало присутственным местом, а затем и Городской думой (обкомом, горисполкомом, мэрией).




Снежная Одесса, 29.12.2014 г. 




Гостиница "Лондонская"

Легендарный отель на Приморском бульваре, 11 был построен первоначально как двухэтажный особняк для князя Лопухина по проекту архитектора Ф.К. Боффо в 1826-1828 гг., в 1851 г. был надстроен третий этаж.
Для гостей двери гостиницы распахнулись в апреле 1846 г. Основателем и первым владельцем гостиницы был французский кондитер и гастроном Карута. К тому моменту все французские названия были уже "разобраны" другими отелями, и Карута обратил свой взор к туманному Альбиону, дав название гостинице – "Лондонская".
Гостями "Лондонской" в разное время были Куприн, Чехов, Маяковский, Айседора Дункан, Галина Уланова, Теодор Драйзер, Джордж Сименон, Роберт Льюис Стивенсон, Луи Арагон, Эльза Триоле, Марчелло Мастрояни и многие другие, чьи имена вписаны в золотые страницы мировой истории.





Дворец моряков

Здание на Приморском бульваре, 9 было построено в 1829-1830 гг. по проекту архитектора Боффо по заказу помещика Шидловского. Позже дом принадлежал графине Нарышкиной.
В конце 1860-х гг. был приобретен государственной казной под резиденцию генерал-губернатора, позже – командующего военным округом.
В 1870-е годы – проживал главнокомандующий армии, великий князь Николай Николаевич-старший, в честь которого с того времени бульвар стали именовать Николаевским. Это вызывало путаницу – многие полагали, что бульвар назван в честь царя Николая II.
6 декабря 1924 г. торжественно был открыт Дворец моряков.
Сейчас здесь работает клуб-ресторан «Золотой Дюк».




  • Дворец Нарышкиных или Дворец Моряков [Электрон. ресурс] / Дома //odesskiy.com. Чисто одесский сайт. – Режим доступа: http://odesskiy.com/doma-odessy/dvorets-naryshkinyh-ili-dvorets-morjakov.html



Планировка и руководство строительством двух зданий присутственных мест – административные учреждения (в основном, судебные) и всевозможные службы подчинения городу и различным министерствам и ведомствам – на полукруглой площади Приморского бульвара, 7 и 8 по проекту А.И. Мельникова принадлежат Боффо.
В свое время в здании заседал военно-окружной суд, который 4 октября 1916 г. приговорил Г.И. Котовского за революционную деятельность к расстрелу, замененному позднее бессрочной каторгой…
Постамент памятнику де Ришелье – одного из последних творений выдающегося скульптора И. П. Мартоса – выполнен архитекторами А. И. Мельникова и Ф. К. Боффо. Работами по установке памятника руководил Ф. К. Боффо.







Городской театр

Первый Городской театр был сооружен в 1810 г. по инициативе одесского градоначальника, выдающегося государственного деятеля герцога де Ришелье.
Для исправления недостатков здания театра производились неоднократные перестройки, первую из которых осуществил Боффо в 1820-1822 гг.
Из вопоминаний А.А. Скальковского: «Прибывший в 1822 году сардинский архитектор Боффо перестроил всю сцену, прибавил l'arco harmonico, возобновил внутреннее ее устройство, повесил люстру с кенкетами вместо свечей и проч.»

Городской театр и «Дом градоначальника» (на заднем плане), акварель художника-миниатюриста Андреаса Хинца, пер. пол. XIX в.

1873. Здание театра после пожара

  • Первый Городской театр. От строительства до пожара: История Оперного театра [Электрон. ресурс] // Архитектура Одессы. – Режим доступа: http://archodessa.com/all/opera-theatre-history-old-building/


Дом Папудова

Один из самых "именных" домов старой Одессы находится по улице Преображенской, 25. Это один из самых больших одесских домов, окна которого смотрят во все четыре стороны – на Соборную площадь и три примыкающие к нему улицы.
В 1843-1846 гг. по заказу купца Папудова на месте будущего дома архитектором Иваном Козловым были построены склады – вместительные хлебные амбары, где зерно складировалось, сортировалось, просушивалось перед отправкой в гавань.
Однако, расстройство торговли во время Крымской войны привело к тому, что с 1860 г. амбары были перепланированы в жилые помещения вначале архитектором Боффо, а впоследствии – Мазировым и Рейнгерцем.



Дом полностью не сохранился, но до сих пор в прекрасном состоянии находятся высокие ажурные двери парадных входов и лестничные пролеты из белого мрамора, просторные квартиры с высокими потолками и паркетными полами…





В ныне несуществующей части здания во время приезда в Одессу в 1918-1919 гг. на киносъемки проживала в звезда немого кино Вера Холодная.



  • Дом–городок Папудова [Электрон. ресурс] / Дома Одессы // Оdesskiy.com. Чисто одесский сайт. – Режим доступа: http://odesskiy.com/doma-odessi/dom-gorodok-papudova.html



Художественный музей (Дворец Потоцких)

Классическая дворянская усадьба, построенная в 1828 году для графини Ольги Нарышкиной – младшей дочери польских магнатов Потоцких – по проекту неизвестного автора; освидетельствовано знаменитым архитектором Францем Боффо
Семья Потоцких владела дворцом до 1840 г., впоследствии владельцы неоднократно менялись.
1888. Здание дворца было выкуплено городским головой Григорием Маразли и передано городу для создания музея изящных искусств.
1899. По инициативе Одесского общества изящных искусств открыт Одесский художественный музей, функционирующий до сих пор (ул. Софиевская, 5а).
Сохранилось художественное оформление потолка, мраморные и паркетные полы с инкрустацией. В подвале здания устроена искусственная пещера с гротом. В экспозиции представлены работы украинских и русских мастеров XVI-XIX вв.: В. Тропинина, И. Айвазовского, А. Саврасова, И. Шишкина, И. Репина, В. Сурикова, В. Серова, М. Врубеля, Н. Рериха, А. Бенуа, В. Кандинского и др.






Первая городская тюрьма

Первая в Одессе тюрьма была построена в 1826 году – на Тюремной (ныне Привокзальной) площади, на теперешней улице лейтенанта Шмидта, между Итальянским бульваром и Пантелеймоновской.
По приказу Ланжерона военный комендант Одессы Томас Кобле призвал на помощь одного из лучших архитекторов города Франца Боффо.
Боффо задачей проникся, даже воскликнул: "Меня, чёрт побери, угораздило родиться не в том веке. С детства мечтал строить замки, а мне подсовывали заказы на всякие дворцы. Но уж теперь своего шанса я не упущу!"

На этом месте находится ресторан McDonalds.





Первая "высотка"

Одним из первых начал застраивать город доходными многоэтажными домами. Один их них — дом И. Ягницкого по ул. Пушкинской, 6 (1835 год) — старейший «высотный» дом города. Шутка ли, в 1835 году в одноэтажной тогда Одессе появилось трехэтажное изысканных пропорций здание. Городской строительный комитет предписывал представление специального расчета конструкций многоэтажной постройки (явление редкое в те времена).






Страницами периодических изданий

  • Боффо (Боффа, Буффий) Франческо (Франц Карлович) (8.09.1780 – 10.10.1867) [Текст]: [выдающийся одес. архитектор итальянского происхождения] // Губарь, О.И. Автографы Одессы. – Одесса: Пласке, 2012. – С. 50-55.
  • Франческо Боффо [Текст]: [італійський архітектор; перелік робіт в Одесі] // Україна в Європі, Європа в Україні: очима молоді. – ТОВ «Український народний Дім в Чернівцях». – Чернівці, 2011. – С. 101-102: фото.
  • Боффо Франц Карлович (1796-1867) [Текст]: [выдающийся рус. зодчий; биогр. очерк] // Сто великих одесситов. – Одесса: Оптимум, 2009. – С. 42-43: фото.
  • Память: Приветствую вас, господин Боффо! [Текст]: [архитектура Одессы] // Дорошенко, А. Одесское пятиречье: Очерки. – Одесса: Оптимум, 2004. – С. 104-116.
  • Плисюк И. Своевременный человек: [биогр. очерк об архит. Ф.Боффо (1796-1867)] // Одес. вестн. – 2012. – 12 мая. – С. 15: фото.
  • Каменецкий, Ф. Творец гигантской лестницы: [об архит. Ф.Боффо] // Порто-Франко. – 2010. – 30 апр. – С. 14.
  • Пилявский, В. Как Франс Боффо построил Одессу // Одес. жизнь. – 2010. – 3 нояб. – С. 12: фото.
  • Линник, Н. Волшебник из Сардинии: [Франц Карлович Боффо отдал Одессе 40 лет своей творч. жизни] // Одес. вестн. – 2006. – 4 февр. – С. 11.
  • Кобзарь, Н. Франциско Боффо: мифы и реалии: [истор. справка об архитекторе] // Пресс-курьер. – 2001. – 8-14 нояб. – С. 10.
  • Донцова, Т. Молдаванка Боффо? // Всемир. одес. новости. – 1999. – № 3 (38). – С. 15; 2000. –№ 4 (42). – С. 15.





Использованы фото из коллекций  Л. Клочковой, В. Аксанюка, Ю. Городецкой, со страниц Архитектура Одессы, Блог Острозуба, Старая Одесса в фотографиях, Старая Одесса


4 комментария:

  1. Анонимный30 июля 2017 г., 00:41

    Надобно заметить, что в статье вместа портрета боффо опубликован портрет французского художественного критика Бертена кисти Энгра.

    Не очень удачной являются и объекты и их фотографии. В связи с тем, что Боффо часто занимался строительством, то выбранные здания не позволяют судить о нём, как о проектировщике. К тому же Лютеранская церковь была отстроена впоследствии заново, а Лондонская получила новый фасад.

    Если говорить о первом трёхэтажном доме, то тот же дом Завадовского авторства иногороднего архитектора Мельникова слева от бульварной лестницы построен ещё в 1827-30, но тоже трёхэтажный, а вероятно были такой высоты жилые дома построенные ещё ранее.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Відділ краєзнавства і бібліографії31 июля 2017 г., 12:49

      Низький уклін та щира подяка!

      Удалить
  2. Текст очень небрежный, изобилует грубыми ошибками; впечатление, что просто процитированы фрагменты из "совковых" путеводителей...

    ОтветитьУдалить
  3. Низький уклін та щира подяка!

    ОтветитьУдалить

. Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...