Слідкуйте за новими надходженнями літератури до відділу краєзнавчої літератури і бібліографії в рубриці "Що читати про край"

четвер, 12 листопада 2015 р.

История Одесского Реального училища В.А. Жуковского, или Что рассказал ярлык на форзаце книги


В фонде редкой книги нашей библиотеки есть книга: «Костомаров. Собрание сочинений, том 8» – Спб, 1906 г., на форзаце которой наклеен ярлык на кремовой бумаге, где черными буквами написано: «Библiотека Од. Реальн. училища =В.А.ЖУКОВСКАГО=», а ниже – незаполненные графы для отдела, для №№ систематического и хронологического каталогов и для цены книги. Это экслибрис библиотеки учебного заведения, об истории которого – небольшой рассказ.







Ростислав Александров, один из самых авторитетных одесских краеведов, писал: «Анна Николаевна /Цакни, первая жена И. Бунина/ связала жизнь с А.М. де-Рибасом, "летописцем Одессы", сотрудником публичной, ныне научной им. М. Горького, библиотеки на Херсонской, 13… Из сводчатой подворотни старого дома № 26, напротив библиотеки вырывалась когда-то шумная ватага мальчишек в фуражках с серебряным гербом "РУВЖ", сиречь "Реальное училище Валериана Жуковского". Вдогонку им несся зычный голос швейцара: "Застибайте шинеля!" – давным-давно рассказывал мне бывший "реалист" П. Подобный, вспоминая своих соучеников – Эдю Дзюбина, ставшего поэтом Багрицким, Женю Островского, которого потом угораздило быть адъютантом самого Л.Д. Троцкого, за что и поплатился жизнью, Колю Лажечникова, будущего офицера-артиллериста первой мировой, расстрелянного за сей "грех" одесской губчека, Алешу Сибирякова, сына владельца театра».
Б. Скуратов в книге «Ранние годы» вспоминает это учебное заведение: «Школа, в которой Багрицкий провел несколько лет своей жизни, ничем не отличалась от любой школы царской России. Это было реальное училище В.А. Жуковского на Херсонской улице». 


ул. Пастера (Херсонская), № 26, где находилось реальное училище В.А. Жуковского


Он же вспоминал историю первого псевдонима Багрицкого в ученическом журнале «Дни нашей жизни»: «Редактор вдруг категорически заявил: – Вот что. Ты будешь именоваться «Дези». Твоя фамилия Дзюбин, первая «Де» остается, ко второй, «з», прибавим «и».

Э. Багрицкий
1905-1906 гг.
Даниил Деснер, соученик Эдуарда Багрицкого, шестьдесят лет спустя вспоминал: «С Багрицким – Эдькой Дзюбиным… я учился в Одесском реальном училище В.А. Жуковского на бывшей Херсонской улице д. № 26. Два года в первом и во втором классе: 1905 и 1906 годы я сидел с Эдькой за одной партой. Нужно сказать, что учился он не особенно успешно, но зато карикатуры на педагогов рисовал он мастерски, и по нашей просьбе, моментально, на рисовальной бумаге карандашом или углем появлялась удивительная по сходству карикатура». Писал Д. Деснер и том, что исключили Багрицкого из училища за неуспеваемость – "за тихие успехи при громком поведении"...
Из «Отчета и. д. экстраординарного профессора Императорского Новороссийского университета С.Г. Вилинского о выпускных письменных испытаниях по русскому языку, произведенных в гимназиях и реальных училищах Одесского учебного округа в 1911 году» (Одесса,1912 г.): «Вот итоги проверки сочинений реалистов: «Особенно печально то, что на орфографию и вообще на внешнюю сторону сочинения обращается в этом учебном заведении, по-видимому, мало внимания. …дело не только от какой-либо высоты, но и даже и от нормального уровня отстоит еще очень далеко».
Несмотря на такую не особо лестную характеристику того времени, училище пользовалось хорошей репутацией, кроме уже упомянутых, здесь в начале 20 века учились художник В. Федоров (окончил в 1914 г.), знаменитый физик Г. Гамов (с 1913 по 1920 гг.). В 1912 окончил основной курс, а в 1913-м дополнительный класс реального училища В.А. Жуковского и журналист Илья Абрамович (по документам до 1917 года – Эля Аврумович) Бройтман, о чем можно прочитать на сайте «Книга Памяти», посвященном союзу журналистов Петербурга.

Ученик реального училища В.А. Жуковского
Вопреки устоявшемуся мифу о недоступности среднего образования для простых людей в дореволюционной России, на самом деле при царе получить заветный "аттестат зрелости" могли дети из любых сословий. Среднее образование 100 лет назад делилось на две ступени – среднюю и низшую. Современная начальная школа из четырех классов соответствовала тогдашним начальным училищам. В них отправляли детей с семи-восьми лет, а обучение было бесплатным. На следующую среднюю ступень – в гимназию, реальное или коммерческое училище – наравне с 10- и 11-летними детьми порой поступали "недоросли" по 12-13 лет, потому что в начальной школе за неуспеваемость могли оставить на второй год. Подростки из менее состоятельных семей учились в коммерческих и реальных училищах. Эти заведения с семи- и восьмилетним обучением отличались от гимназий более "практичными" предметами: в них преподавали бухгалтерию, коммерческую арифметику, корреспонденцию на русском, немецком, английском или французском языках, товароведение и экономику. За поведением гимназистов вне школы были обязаны следить гимназические надзиратели из отставных унтер-офицеров или особо строгих преподавателей предпенсионного возраста. Замечания о проступках гимназистов заносились в специальный журнал – "кондуит" и учитывались при сдаче экзаменов. За это надзирателей недолюбливали и давали им обидные клички.
В.А. Жуковский,
учредитель и директор училища
В те времена в России профессора высших учебных заведений и директора гимназий очень часто были классом выше и имели чин статского советника. К ним чиновники низших классов должны были обращаться: «Ваше Высокородие». Статским советником был и опытный педагог Валериан Антонович Жуковский, основатель и директор реального училища.
В 1890-х годах Валериан Антонович Жуковский преподавал в Одесском реальном училище св. Павла. В Адрес-календаре Херсонской губернии на 1901 год коллежский советник Валериан Антонович Жуковский уже числится преподавателем географии одновременно в Одесском училище св. Павла и в Одесской женской гимназии (учрежденной А.И. Бракенгеймер), а также Председателем педагогического совета в Одесской женской гимназии (учрежденной Е.С. Пашковской). 


ул. Княжеская, № 6 угол пер. Сеченова,
где жил В.А. Жуковский
Домашним его адресом числится по данным за 1899 г. – улица Кузнечная, 28, за 1904 – улица Садиковская, 4, а в 1910-11 гг. – улица Княжеская, 6 угол пер. Сеченова (дом Е. Ашкенази, 1893-1894 гг. постройки, архитектор М.Г. Рейнгерц).
Вспоминая В.А. Жуковского в своей книге «Моя жизнь. Опыт автобиографии» Лейба Давидович Бронштейн, больше известный как Лев Давидович Троцкий, писал: «Географа Жуковского боялись, как огня. Он резал школьников, как автоматическая мясорубка. Во время уроков Жуковский требовал какой-то совершенно несбыточной тишины. Нередко, оборвав рассказ ученика, он настораживался с видом хищника, который прислушивается к звуку отдаленной опасности. Все знали, что это значит: нужно не шевелиться и по возможности не дышать. Один только раз на моей памяти Жуковский чуть-чуть поотпустил вожжи, кажется, это было в день его рождения». Жуковский серьезно увлекался фотографией и использовал свое увлечение для изготовления и показа иллюстративных диапозитивов на уроках. В 1913 году в Одессе вышла книга «Панамский канал, его история и сооружение», где издателем и составителем был Валериан Антонович Жуковский.
После революции В.А. Жуковский эмигрировал за границу. С 1925 г. в старших классах Софийской гимназии святителя Николая Мирликийского Валериан Антонович Жуковский преподавал историю. Практикуемая им система штрафов за плохие оценки или отказ отвечать позволяла накапливать некоторые суммы, которые шли на оплату учебы бедных учеников.
В 1908 году в училище В.А. Жуковского преподавали: русский язык – Стаменов В.Г.; математику – коллежский асессор Григорий Назарович Саргиджанц (незадолго до этого служивший преподавателем математики в Полтавской губернии) и Сидоров Павел Георгиевич; естественные науки – Синозерский Михаил Александрович (1869-?), служивший также в Одесском коммерческом училище, автор вышедших в Одессе учебника «Систематический ход качественного химического анализа» и книги «Япония, Корея, Квандунская область и их обитатели»; историю преподавала М.И. Валуца; немецкий язык – М.Р. Дидерихс и А.Р. Фот; французский язык – Луиза Густавовна Бюрнанд, дочь Густава Самойловича Бюрнанда, преподавателя французского языка в реальном училище св. Павла, о конфликте с которым писал Лев Троцкий в своей книге «Моя жизнь»; черчение и чистописание преподавал коллежский советник Константин Васильевич Гончаров (также преподававший в училище св. Павла); рисование – статский советник Павел Петрович Ладнов (в разные годы местами его службы были Одесская 1-я Мариинскай гимназия, женская гимназия Е.С. Пашковской, реальное училище св. Павла); танцы преподавал Л.И. Праус; приготовительные классы вел надворный советник Иван Александрович Добрянский; врач при училище – коллежскй асессор Г.Л. Иоанно; зубной врач – Погосский Н.Н.
Законоучителем в училище был священник Гавриил Яковлевич Леончуков (епископ Иоанн) (1866-1947), настоятель Николаевской церкви в Ботаническом саду и настоятелем Одесского собора. О нем можно прочитать на сайте «Русское православие». В 1919 году эмигрировал, с 1923 года жил во Франции, скончался в Париже, погребен на кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа. Про владыку Иоанна существует много анекдотов, которые приобрели уже мировую известность.
Законоучителем Иудейской веры в училище был Наум Львович Цигельман.
В 1910-11 годах преподавателями училища В.А. Жуковского также были Алексей Михайлович Тарасевич (математика и физика), Федор Леонидович Соколович, Петр Генрихович Налис, Владимир Николаевич Коварц, Д.Ю. Ардон, Н.М. Cенопальников, В.А. Лазарев, Николай Степанович Юрескул (также он входил в испытательный комитет Управления Одесского учебного округа в качестве экзаменатора по латинскому языку).
Священником был Петр Васильевич Брилев (в 1907-1913гг. – настоятель Вознесенской мещанской церкви на Старопортофранковской, на месте, где сходятся улицы Тираспольская, Колонтаевская и Старопортофранковская. Сейчас в Одессе идут работы по воссозданию этого храма).
О составе библиотеки реального училища и ее размерах теперь трудно судить, но можно наверняка сказать, что томом Собрания сочинений Костомарова из фонда нашей библиотеки могли пользоваться и ученики училища, и любой из преподавателей.

Вот такую историю рассказали скромный бумажный знак на форзаце книги из нашей библиотеки и зав. сектором редкой и ценной книги Одесской ОУНБ им. М. Грушевского Довганюк И.В.

Немає коментарів:

Дописати коментар

. Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...