Страницы

субота, 29 липня 2017 р.

«Дом солнца» - новая туристическая достопримечательность Одессы


Одесский скульптор Михаил Рева 11 июля 2017 года подарил городу еще одну яркую «одесскую» скульптуру – «Domus Solis» («Дом солнца»). Она установлена на пирсе пляжа «Ланжерон».


Рассказывая об идее создания скульптуры, ее автор отметил, что у новой бронзовой достопримечательности есть деревянный прототип – старая одесская дверь, которая в XIX веке украшала собой парадный вход в дом на Ришельевской, 21.
Семь месяцев Михаил Рева трудился над проектом, чтобы через распахнутую настежь рассвету дверь Одесса каждое утро встречала солнце. На пороге традиционная надпись «Salve», что в переводе с латинского означает «Приветствую».



«Дом солнца» непременно станет туристической достопримечательностью, как и созданные ранее Михаилом Ревой скульптуры «Одесское время» в Горсаду, «12-й стул» на Дерибасовской, «Солнечное сердце» из двух переплетенных сердец, на которых выгравирована надпись «Любовь и мир» на 20 языках мира, на пирсе пляжа 13-й станции Большого Фонтана…





понеділок, 24 липня 2017 р.

«ДоЛюмьеры» с Французского бульвара



9 дней 8-го Международного одесского кинофестиваля уже стали историей! А как же всё начиналось?


Вопреки общеизвестной аксиоме о том, что синематограф – кинематограф – изобрели братья Люмьер в 1895 году, кинематограф родился в Одессе летом 1893 года, когда инженер Иосиф Андреевич Тимченко – выпускник одесского Университета – придумал, сконструировал и построил первый в мире съемочный аппарат, которым были сняты на одесском ипподроме две ленты – «Скачущий всадник» и «Копьеметатель».
Первый фильм, как известно, братья Люмьер продемонстрировали в 1895 году. А в «Одесском листке» за 7 ноября 1893 года было помещено следующее объявление: «В доме гостиницы «Франция» открылась художественная выставка «живых фотографий», приводимых в движение посредством электрической машины», и в следующем номере: «Интереснейшая новость! Выставка «живых фотографий»: угол Дерибасовской и Колодезного переулка. Подробности в афишах». Конечно, это начиналось кино в Одессе!
В 1907 году одессит Мирон Гроссман приобрел дорогой французский аппарат и начал снимать городскую хронику для кинотеатров «Иллюзион» и «Экспресс», и он же первый построил съемочный павильон на Французском бульваре, 16. А через дорогу, на Французском бульваре, 33, на территории дачи господина Вальтуха, разместил свое ателье приехавший из Харькова Николай Харитонов. То есть уже сто десять лет, как на Французском бульваре снимается кино.
В 1912 году выходит первый художественный фильм – криминальная драма «Одесские катакомбы», в 1917 году предприниматель Харитонов начал строить на Французском бульваре «Фабрику кинематографических картин». Этот павильон и сейчас используется для съемок и заслуженно носит название «Первый павильон».
Харитонов сумел собрать великолепный творческий коллектив, сердцем которого был Петр Чардынин, режиссер, актер и оператор одновременно. Он играл в первом серийном фильме «Молчи, грусть…молчи» (сохранилась лишь первая серия). Вместе с ним в этом сериале снимались Вера Холодная, Осип Рунич, Иван Худолеев.
Датой рождения Одесской киностудии считается 23 мая 1919 года, когда безымянный комиссар отдал приказ о национализации кинофабрики Харитонова. И Одесская кинофабрика превращается в главную студию Украины. Первыми режиссерами ее стали Петр Чардынин, Николай Салтыков, Лесь Курбас, Аксель Лундин, Вячеслав Висковский. С 1928 по 1941 годы здесь работал Яков Кулиш.
На Одесской кинофабрике в 1927 году создан первый мультфильм «Сказка про соломенного бычка», первым звуковым фильмом на Одесской кинофабрике стала в 1933 году «Колиивщина» Ивана Кавалеридзе.
С 1938 года по 1941 год  Одесская студия художественных фильмов выпускает множество картин, в том числе таких знаменитых об истории украинского народа, как «Назар Стодоля» и «Кармелюк».
На Одесской киностудии начинал свою творческую деятельность выдающийся украинский режиссер, писатель-публицист, имя которого киностудия с гордостью носит – Александр Довженко. В фильме «Арсенал» снялся великий Амвросий Бучма.
Одесситы же первыми увидели Амвросия Бучму в роли Тараса Шевченко в одноименном фильме, снятом на Одесской киностудии в 1926 году.
Свои первые картины на Одесской киностудии ставили такие мастера кино, как И. Перистиани, В.Строева, Г. Рошаль, К. Юдин. В биографию мирового кинематографа Одесса вписана фильмом Эйзенштейна «Броненосец Потемкин».
Вторая мировая война прошла огнем по персоналу Одесской киностудии. На фронте погибли режиссеры, актеры, операторы.
После войны на Одесской киностудии работали звезды кинорежиссуры Марлен Хуциев, Феликс Миронер, Петр Тодоровский, Кира Муратова.
Павильоны на Французском бульваре помнят многих и многое: первую роль Василия Шукшина в картине «Два Федора», Вячеслава Тихонова в фильме «Жажда», мушкетеров Юнгвальда Хилькевича, бунтаря Владимира Высоцкого в экранизации «Эры милосердия» – «Место встречи изменить нельзя», и «Приключения Электроника», и «Военно-полевой роман», и «Весну на Заречной улице» начинающего тогда режиссера Марлена Хуциева, и имевшая по тем временам немыслимый успех – первый приз на Венецианском кинофестивале – картина «Верность».
В Одессе же состоялся показ классики мирового кино – великого украинского фильма Сергея Параджанова «Тени забытых предков».
Мощная киноиндустрия Одессы продолжает работать в независимой Украине. Назовем лишь некоторые фильмы, снятые за эти годы: «Не улетай, землянин», «Похищение Европы», «Любовь – смертельная игра», «Партитура на могильном камне», «Второстепенные люди», «Приморский бульвар».
Режиссер, всей судьбой своею связанный с Одесской киностудией – Кира Муратова, избрана членом жюри Киноакадемии самой престижной премии «Оскар».
Ныне Одесская киностудия принадлежит к производителям национальных фильмов в Украине, утвержденных Постановлением Кабинета Министров Украины от 26 января 2011 года № 48.
Серьезным стимулом развития национальной кинематографии и, конечно, Одесской, стал ежегодный международный Одесский кинофестиваль. Впервые кинофестиваль состоялся 16-24 июля 2010 года. За эти годы фестиваль расширил направленность и заявил о себе как фестиваль арт-мейнстрима: кино высокого художественного уровня, рассчитанное на широкую аудиторию. С 2012 года конкурсная программа состоит из двух полноценных разделов: Международная конкурсная программа полнометражных фильмов и отдельная Украинская национальная конкурсная программа.
Сегодня организаторы этого международного кинособытия ставят перед собой амбициозные цели: превратить его в один из главных кинофорумов Восточной Европы, называя Одесский кинофестиваль «восточноевропейскими Каннами». И именно на Одесском кинофестивале состоялась долгожданная премьера художественного фильма «Параджанов» о легендарном человеке и кинорежиссере. Украинский кинорежиссер Роман Балаян сказал на пресс-конференции, посвященной фильму: «Советская власть уничтожала личность, но эту личность она уничтожить не смогла».
Многие государства ставят в приоритет развитие киноиндустрии, которая, развиваясь, приносит доход государству и конкретному региону, но при этом не наносит вреда экологии и не использует природные ресурсы, которые можно исчерпать. Около 80 стран мира на государственном уровне поддерживают кинематографию.
В Украине государственная поддержка начинает развиваться и приобретает серьезный масштаб. На повестке дня – законопроект № 3081-д «О государственной поддержке кинематографа».
Успехи Украины в киноискусстве явны. Например, десять фильмов, созданных при поддержке государственного комитета Украины по вопросам кино, в 2016 году стали победителями международных и всеукраинских кинофестивалей. Фильмы «Тарас Шевченко» «Гнездо горлицы», кроме победы на Одесском международном фестивале, получили приз экуменического жюри Международного кинофестиваля Мангейм-Гейдельберг. А исполнительница главной роли в фильме «Гнездо горлицы» Римма Зюбина получила «Личную награду за достижения в непревзойденном исполнении роли» на этом фестивале. Ленту признали лучшим художественным фильмом по версии жюри 4-го Индийского Международного кинофестиваля.
Одесский международный кинофестиваль стал звеном, укрепляющим связи киноискусства в мире. И вот пример: лучшим иностранным фильмом на London Crystal Palace International Film Festival стала картина Елены Демьяненко «Моя бабушка Фанни Каплан», а исполнителя одной из главных ролей фильма Мирослава Слабошпицкого наградили призом за лучшую актерскую работу на Одесском Международном кинофестивале.
Именно при государственной поддержке были созданы, получившие награды, короткометражный фильм «Кровянка» (Национальный конкурс «Молодость») режиссера Аркадия Непиталюка и две серии анимационного цикла «Профессионалы» (Международный фестиваль анимационных фильмов для детей и молодежи «Золотая монета Константина» в Сербии»).
Кинокартина «Живой костер» режиссера Остапа Костюка получила приз за лучшую операторскую работу на американском конкурсе Salem Film Fest 2016.
Документальный фильм Анастасии Харченко «Бекендор» получил главную награду в номинации «Фильмы об охране природы/окружающей среды/дикой природы» на Международном кинофестивале в Бангладеш CreActive International Open Film.
Среди победителей международных фестивалей есть украинские проекты. Так, сценарий Марыси Никитюк стал победителем 10 сессии Scrip Teast Award, которая проводилась в рамках Каннского кинофестиваля.
Сотрудничество с иностранными партнерами стало одним из успешных проектов государственной поддержки кинематографии. Так, главный приз конкурса Works in progress получил украинско-словацкий кинопроект «Граница» режиссера Петера Бабьяка, а украинско-итальянский кинопроект «Изи» режиссера Андреа Маньяни завоевал специальную награду жюри конкурса индустриальной секции Baltik Event ХХ Международного кинофестиваля  Tallinn Black Nights Film Festival.
Кинопроект Ярослава Ладыгина «Ворошиловград» получил награду Best Pitch Award на крупнейшем рынке кинопродукции Восточной и Западной Европы Connecting Cottbus 2016 в Германии.
В прокате сегодня 4 фильма, созданные в корпорации с иностранными партнерами: «Теперь я буду любить тебя, Грузия» (Грузия-Украина), «Живая ватра» (Украина-Польша), «Гнездо горлицы» (Украина-Италия), «Моя бабушка Фанни Каплан» (Украина –Франция).
Без сомнения, государственная поддержка содействует развитию кинематографа, в том числе адресное финансирование в регионах.
В Одесской области действуют 11 кинотеатров, в том числе 8 – в Одессе и по одному – в Измаиле, Южном и Белгород-Днестровском. В 2016 году в Одесской области продемонстрировано 148 названий и проведено 1310 сеансов показа национальных кинофильмов, за первое полугодие 2017 года продемонстрировано 70 названий и проведено 1047 сеансов показа национальных кинофильмов.
В 2017 году из областного бюджета выделено 2 миллиона гривен для государственной поддержки Одесского кинематографа.

Желаем престижных премий и наград фильмам, созданным на Одесской киностудии!


Ю.С. Амельченко, директор Одесской ОУНБ им. М. Грушевского.

вівторок, 18 липня 2017 р.

Нові надходження до відділу краєзнавчої літератури і бібліографії у липні 2017 року



Випускники Одеського піхотного училища – старшина армії УНР [Текст] : для учнів ст. шк. та курсантів військ. навч. закл. / авт.-уклад. В.Вельможко. – Одеса: Друк Південь, 2016. – 31 с.: іл.

Нова книжка Василя Вельможка розповідає про героїв-вояків, випускників Одеського юнкерського піхотного училища, які брали активну участь в боротьбі за самостійну Україну в роки визвольних змагань 1917-1922 рр.



Одеський музей західного та східного мистецтва [Образотворчий матеріал] = Odesa museum of western and eastern art = Одесский музей западного и восточного искусства: [альбом] / [Т.Балабовська, О.Вазілов, І.Глєбова та ін., вступ. ст. І.Глєбової, Л.Сауленко, наук. супровід І.Глєбової, пер. англ. К.Калиновської]. – Київ: Мистецтво, 2017. – 240 с.: іл.





Паустовский, Костантин Георгиевич   Искусство видеть мир: мысли-афоризмы, литературные цитаты, заветы, уроки [Текст] : сб. по произведениям К.Г.Паустовского: к 125-летию со дня рожд. К.Г.Паустовского / К.Г.Паустовский; Одес. лит. музей, Одес. музей К.Г.Паустовского; сост., авт. предисл.: С.К.Кузнецова. – Одесса: ВМВ, 2017. – 280 с.






Дерибасовская-Ришельевская [Текст]: одес. альм.: [сб.] / [редкол.: Е.Голубовский, О.Губарь, И.Липтуга; ред. Ф.Кохрихт]. – Одесса: Пласке, 2000. – Кн. 69. – 2016. – 381 с.: ил. – (Одесская библиотека).